МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АЧИТСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА АЧИТСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «УЛЫБКА» Принята на заседании педагогического совета Протокол №7 от 16.05.2023 Утверждено приказом директора МКДОУ АГО Ачитский детский сад « Улыбка» № 277 от 16.05.2023 ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ МКДОУ АГО Ачитский детский сад «Улыбка» на 2023-2028 г.г. 1 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ ДОУ Разделы Страница 1. Информационная часть 1.1 Паспорт Программы развития 1.2 Информационная справка об образовательном учреждении. 3 - 13 3 8 2. Проблемно-аналитическое обоснование Программы развития ДОУ 2.1 Анализ внутренней среды ДОУ 2.2 Анализ внешней среды ДОУ 2.3 SWOT - анализ потенциала развития МБДОУ №56 3. Концептуально-прогностическая часть 14 - 28 14 24 25 28 - 36 3.1 Концепция развития учреждения 28 4. Стратегия и тактика реализации Программы развития 4.1 Этапы реализации Программы развития 36 - 43 36 4.2 Система программных мероприятий 37 4.3 Система оценки достижения планируемых результатов реализации стратегии развития ДОО 45 1. 2 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современное образование находится на новом этапе развития – идёт его модернизация. Этому способствуют как социальные, так и экономические перемены, происходящие в обществе. Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела актуальный характер. В общегосударственном плане новое качество образования – это его соответствие современным жизненным потребностям развития страны. Очевидно, что сегодня в условиях современного образования каждое дошкольное учреждение должно, поддерживать свою конкурентоспособность, занимая, таким образом, свою индивидуальную нишу в общем образовательном пространстве. Такие качества, как формирование креативных и социальных компетентностей, готовности к переобучению востребованы целыми творческими коллективами, которые постоянно совершенствуют своё профессиональное мастерство, проявляя инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, доказывая, таким образом, свою необходимость. Реализация основных направлений развития системы дошкольного образования невозможна без ключевых общесистемных изменений в дошкольном учреждении. Содержание образования сегодня направлено не только на приобретение знаний воспитанниками, но и на развитие личности, где ребёнок выступает как субъект разнообразных видов детской деятельности в условиях самореализации в окружающем мире, развитие его познавательных и созидательных способностей. Ориентация на ребёнка и его потребности, создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоническое развитие личности каждого ребёнка и сотрудника, мотивация на эффективную деятельность – такова суть педагогического процесса на дифференцированной основе. Необходимость разработки данной программы обусловлена не только рядом причин, указанных выше. Становится объективным появление новой модели ДОУ, пересмотр управления системой образования, в воспитательно-образовательном процессе, в научно-методической, опытноэкспериментальной деятельности учреждения. Разработка содержания работы дошкольного образовательного учреждения потребовала по-новому подойти к его отбору с учётом природно климатических, экологических, экономических, социальных, культурно-ценностных особенностей города, в котором живут дети. Изменения, происходящие в содержании начального образования, поставили нас перед необходимостью пересмотра содержания работы, поиска новых путей и условий развития ребёнка, внедрения педагогических технологий, создавая возможность для профессионального творчества и инновационных процессов в повышении качества дошкольного образования. На основе выше изложенного, а также в соответствии с Конституцией РФ, Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО, Уставом ДОУ, Декларацией прав ребёнка, Конвенцией о правах ребёнка, Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.1.3049-13 разработана Программа развития МКДОУ АГО Ачитский детский сад « Улыбка» 1.1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ Наименование Программы Основание для разработки Программы Программа развития муниципального казеного дошкольного образовательного учреждения Ачитского городского округа Ачитский детский сад « Улыбка» (Далее – ДОУ ) Федерального уровня: -Декларация прав ребёнка; -Конвенция о правах ребёнка; -Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; -Статья 67.1 Конституции Российской Федерации, согласно которой важнейшим приоритетом государственной политики Российской Федерации являются дети (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020); Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 20.12.2012 № 273-ФЗ; Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»; Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 3 Разработчик программы Руководитель программы Цель программы Основные задачи программы Сроки реализации Программы Основные исполнители мероприятий № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»; Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей»; Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847); Приказ Минпросвещения России от 8 ноября 2022 г. № 955 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г. № 72264)) Муниципального уровня: -Устав ; -Локальные акты (положения и иные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность ДОУ»). МКДОУ АГО Ачитский детский сад «Улыбка» Прокина Марина Геннадьевна - директор Совершенствование системы управления, обеспечивающей реализацию широкого спектра образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, потребности семьи и общества путем последовательного наращивания потенциала развития ДОУ. 1.Создание системы управления качеством образования консультационное и экспертное сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования 2.Развитие компетенций педагогических работников, необходимых для создания условий развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования 3.Создание оптимальных условий обеспечивающих охрану и укрепление физического здоровья воспитанников, приобщение к ценностям здорового образа жизни 4.Повышение уровня мотивации родителей и их компетентности в области проблем воспитания, повышения качества образовательной услуги, развивая партнерство и сотрудничество 2023-2028 гг Коллектив ДОУ воспитанники ДОУ и их родители 4 Программы Финансовое обеспечение Программы Выполнение программы обеспечивается за счет различных источников финансирования: бюджетное финансирование, добровольные пожертвования. Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы Целевые показатели Программы сформулированы как система индикаторов успешности реализации каждой из задач, составляющих содержание и структуру Программы: Качественный уровень образования детей; Уровень оснащенности образовательного процесса оборудованием для использования ИКТ (от необходимого количества комплектов); Создание единой внутренней и внешней информационной сети ДОУ; Рост степени информированности населения о состоянии деятельности в ДОУ; Установление тесного взаимодействия с социальными партнерами; Создание развивающей предметно-пространственной среды соответствии с ФГОС ДО; Обучение сотрудников ДОУ на курсах повышения квалификации различного уровня и направленности, переподготовка педагогических работников; Аттестация на присвоение квалификационной категории (высшая); Участие педагогов в мероприятиях различного уровня; Численность педагогов, ставших победителями и призерами конкурсов различного уровня; Внедрение новых образовательных технологий; Привлечение родителей и детей к участию в совместных мероприятиях, внедрение нетрадиционных форм работы; Численность родителей, посещающих официальный сайт учреждения; Рост престижа ДОУ; Развитие общественно-гражданских форм управления в ДОУ; Привлечение внешних партнеров к реализации инновационной политики и, как следствие, привлечение внебюджетных средств Ожидаемые итоговые результаты реализации Программы Прогнозируемые результаты реализации Программы Сформированность ключевых компетенций дошкольников, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО и ФОП Доля выпускников с высоким уровнем готовности к обучению в школе до 95%; Доля групп, оборудованных для реализации образовательных областей в соответствии с возрастными и гендерными особенностями дошкольников – 100%; Процент посещаемости воспитанниками учреждения - 85%; 5 Заключение договоров с социальными партнерами; Объем средств, привлеченных улучшению материально- технической базы ДОУ; Доля педагогов, прошедших повышение квалификации для работы по ФГОС ДО –100%; Доля педагогов, прошедших аттестацию на присвоение квалификационной категории (высшая) до 100%; Доля педагогов, представивших опыт работы через мероприятия, форумы, конкурсы профессиональной направленности муниципального, всероссийского и международного уровней, в профессиональных изданиях и средствах массовой информации - до 75%; Доля педагогов, ставших победителями и призерами конкурсов педагогического мастерства, методических разработок, авторских программ муниципального, регионального и всероссийского уровня до 5%; Сохранение средней заработной платы педагогов; Удельный вес родителей, принимающих активное участие в проектной деятельности – до 85%; Доля родителей, удовлетворенных образовательными услугами - 100%; Уменьшение доли воспитанников, пропустивших ДОУ по болезни - до 3 д/д; Доля родителей-посетителей сайта ДОУ до 80%; Удельный вес родителей (семей), принимающих активное участие в образовательном процессе, в мероприятиях ДОУ – до 85%; Приоритетные направления Программы Организация контроля за исполнением Программы Риски реализации программы Управление качеством дошкольного образования по совершенствованию основных направлений: физического; социально-коммуникативного, познавательного, речевого, и художественно-эстетического развития детей. Программное обеспечение, методики, технологии. Информатизация образования. Современные модели образовательного процесса. Безопасность образовательного процесса. Опытно–экспериментальная деятельность. Здоровьесберегающие технологии. Кадровая политика. Взаимодействие с родителями, повышение их компетенции в воспитании и развитии своих детей. Организации–партнеры. Контроль за исполнением программы развития ДОУ в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством осуществляют: Администрация, сотрудники и родители ДОУ, Управление образования администрации АГО По итогам каждого года реализации Программы заведующая ДОУ представляет отчет об итогах выполнения программы развития ДОУ. Сдвиг сроков выполнения проектов Программы; Не достижение всех заявленных результатов. 6 1.2 Информационная справка Характеристика дошкольного образовательного учреждения Полное наименование учреждения (по Уставу): муниципальное казенноье дошкольное образовательное учреждение Ачитского городского округа» Ачитский детский сад « Улыбка» сокращенное: МКДОУ АГО Ачитский детский сад « Улыбка» Учреждению установлен следующий государственный статус: тип- казенное дошкольное образовательное учреждение, вид- детский сад Организационно-правовая форма – муниципальное казенное дошкольное учреждение юридический адрес Учреждения: 623230, Свердловская область, п. Ачит, ул. Первомайская 38 фактический адрес Учреждения: 623230, Свердловская область, п. Ачит, ул. Первомайская 38 Телефон 8 34391 7-11-16 почта mdou_ul13@mail.ru сайтhttps: smile-ach.tvoysadik.ru/sveden/education Учредитель: Администрации Ачитского городского округа Режим функционирования МКДОУ АГО Ачитский детский сад» «Улыбка» : пять дней в неделю дневные группы с7.30 до 18.00 Выходные: суббота, воскресенье и праздничные дни согласно Трудового Кодекса Российской Федерации. Основными помещениями ДОУ являются: помещения для 17 зданий в 16 филиалах, 53 группы, 5 лицензированных кабинетов, медицинский блок (кабинет врача и медицинской сестры, процедурная, изолятор), пищеблок, прачечная, физкультурный зал, музыкальный зал, методический кабинет, логопедический кабинет, кабинет ППД, кабинет психолога. В детском саду функционирует 53 групп,,из них 11 разновозрастных группы в них 882 ребенка Средняя наполняемость групп 25 детей. Наполняемость групп соответствует нормативам лицензии, требованиям СанПиН. Количество детей в группах определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) – для групп раннего возраста не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка, в дошкольных группах общеразвивающей направленности не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка. Контингент воспитанников формируется в соответствии с их возрастом, а количество групп от санитарных норм и условий образовательного процесса. Характеристика кадрового состава Важным условием высокой результативности учебно-воспитательного процесса является кадровое обеспечение. Педагогический коллектив состоит из 109 педагогов, среди них: Все педагоги систематически повышают свой профессиональный уровень, участвуют в работе педагогических советов, а также - районных методических объединений Качественные характеристики кадров: Показатель Количество работников (по штатному расписанию) Численность педагогического персонала (количество человек) Из них внешних совместителей педагогических работников Кол. чел. 109 106 1 % 100 100 7 Укомплектованность штата педагогических работников (%) Численность управленческого персонала Численность вспомогательного, обслуживающего и технического персонала Наличие вакансий педагогических работников (указать должности): - инструктор физического воспитания (1), музыкальный руководитель (2), учитель-логопед (1), педагог-психолог (1) 109 19 189 100 8.5 100 0 0 с высшим педагогическим 47 образованием со средним специальным образованием 40 (педагогическим) с высшим или средним 13 профессиональным образованием по другим специальностям (не педагогическим: музыкант, художник, т.д.) 0 с общим средним образованием обучаются в ВУЗах 5 Повышение За последний год 36 квалификации За последние 5 лет 109 педагогических более давний срок повышения 0 работников квалификации Уровень квалификации педагогических Всего 109 Высшую 20 работников в % от общего числа работающих Первую 63 соответвие 8 Нет аттестации 12 Количество педагогов, владеющих ИКТ 100 Количество молодых специалистов со стажем работы до 5 лет 10 Количество педагогов пенсионного возраста в % от общего числа 11 работников 0 Имеют звание Заслуженный учитель Имеют государственные и ведомственные награды, почётные 48 звания Образовательный уровень педагогических работников 50 48 12 0 3 100 100 0 19 61 7 11 97 8 10 0 43 8 Характеристика нормативно-правого и документационного обеспечения В работе ДОУ руководствуется нормативно-правовыми документами федерального, регионального и муниципального уровня, а также документационным обеспечением ДОУ: устав; правила внутреннего трудового распорядка, трудовое соглашение; договор с учредителем; свидетельство о регистрации; должностные инструкции; штатное расписание книга приказов; локальные акты. Система работы с педагогическими кадрами. Методическая работа – в дошкольном учреждении – это целостная, основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта система взаимосвязанных мер, направленных на всесторонне повышение квалификации и профессионального мастерства каждого воспитателя и коллектива в целом. Методическая работа носит опережающий характер и отвечает за развитие и совершенствование всей работы с детьми в соответствии с новыми достижениями в педагогической, психологической и социальной науке. Методическая служба нашего ДОУ направлена на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива дошкольного учреждения в целом, а в конечном счете – на совершенствование воспитательно- образовательного процесса, достижение оптимального уровня образования и развития воспитанников. Главной задачей методической работы нашего образовательного учреждения является оказание помощи педагогам в развитии их мастерства как сплава профессиональных знаний, навыков и умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности. Педагогические советы организуются и проводятся в разных формах: деловая игра, конференция, круглый стол, дискуссия, диспут, научно-практическая конференция. В течении учебного года в соответствии с годовым планом работы ДОУ методистами и педагогами проводятся: психологические тренинги, консультации, презентации (наглядный вариант лекционного и практического материала), деловые игры, семинары- практикумы,мастерклассы. Работа творческих групп планируется согласно Программе развития ДОУ и современных требований к организации развивающей предметнопространственной среды ДОУ. Проблемно-аналитическое обоснование Программы развития ДОУ 2.1 Анализ внутренней среды 9 Территория детского сада включает: 54 прогулочных участков для детей. Для защиты детей от солнца и осадков на территории каждой прогулочной площадки установлены крытые веранды. Прогулочные площадки оборудованы малыми игровыми формами в соответствии с возрастом: песочницами, горками, лесенками, домиками, и др. Детский сад имеет выход в интернет, электронную почту, собственный сайт в сети Интернет. За период 2020-2023 г.г. в ДОУ обновлена материально-техническая база: оснащена дидактическим материалом, игрушками, хозяйственным инвентарём, мягким инвентарём, посудой, мебелью (раздевальные шкафчики, шкафы для игрушек, столы, стеллажи), информационными стендами для родителей. Для ведения образовательного процесса с детьми систематически приобретаются канцелярские товары, методическая литература, игровой материал. приобретены электроинструменты; С целью повышения энергоэффективности проведены электроизмерительные работы в помещениях, установлено электрооборудование в пищеблоке и прачечной; проводится ежемесячно техническое обслуживание и ремонт электроосвещения и электроустановок; Для обеспечения требований пожарной безопасности ежегодно проводится испытание пожарных кранов; Ежемесячно проводится техническое обслуживание, предупредительный ремонт автоматических системы противопожарной защиты и оборудования передачи сигнала о пожаре на пульт ПЧ ФПС поРД; С целью безопасности установлено видеонаблюдение; проведена установки системы тревожной сигнализации, проводится ежемесячно обслуживание тревожной кнопки; безопасность дошкольного учреждения обеспечена в дневные и в ночные часы – дежурством сторожей. В 5 филиалах организована вневедомственная охрана Реализация образовательных программ На сегодняшний день в дошкольном учреждении созданы условия для реализации основной образовательной программы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программе и требованиями к структуре основной образовательной программы дошкольного образования. Для нормативно-правового обеспечения реализации ОП ДО имеется документация, соответствующая требованиям действующего законодательства, иных нормативно-правовых актов (Устав, локальные акты, лицензия на право осуществления образовательной деятельности, документы, обеспечивающие процесс управления реализацией ОП ДО и др.). Объем обязательной части ОП ДО и части, формируемой участниками 10 образовательного процесса, соответствует требованиям к объему и содержанию. В групповых комнатах созданы центры активности и инициативы игровой деятельности. В РППС групп созданы условия по всем образовательным областям ФГОС ДО: речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие. Проблема. Недостаточное материально – техническое оснащение в вопросах РППС согласно ФГОС ДО; Ведется постоянная работа над модернизацией среды, поиск более совершенных форм: оборудование групповых помещений, залов, кабинетов современными средствами ТСО (проекторы); обогащение «лабораторий» для экспериментальноисследовательской деятельности детей; пополнение современным дидактическим многофункциональным материалом; создаются условия по изменению «фонов» окружающей обстановки: сезонное оформление группы. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ОП ДО позволяет осуществлять оценку динамики достижений детей. Полученные результаты помогают педагогам осознанно планировать образовательную работу с детьми и отслеживать динамику развития каждого ребенка и группы в целом. В дошкольном учреждении созданы условия для информированности родителей об особенностях построения образовательной деятельности и предметно- развивающей среды с учетом образовательных областей. Воспитанники и медико-социальные условия их пребывания в ДОУ. Общее санитарно-гигиеническое состояние детского сада (питьевой, световой, тепловой и воздушный режимы)соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13 и обеспечивает охрану здоровья детей и работников. В ДОУ осуществляется контроль за санитарно-гигиеническим режимом за организацией питания, за организацией физического воспитания и закаливающими мероприятиями, осуществляются противоэпидемические мероприятия. Соблюдаются правила по охране труда и обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников и сотрудников. В ДОУ созданы необходимые условия для охраны и укрепления здоровья детей. Для осмотра детей имеется медицинский кабинет и медицинское оборудование для проведения профилактических осмотров. Медицинское обслуживание осуществляется врачом-педиатром и медицинской сестрой в соответствии с их функциональными обязанностями. В ДОУ имеются специальные помещения для коррекционной работы с воспитанниками: кабинеты педагога-психолога учителя-логопеда, физкультурный зал. Так как основным направлением деятельности детского сада является физическое развитие и сохранение здоровья воспитанников, в ДОУ налажена система взаимодействия всех служб: медицинской, методической, воспитательной, психологической, хозяйственной. Оздоровительная работа включает в себя комплекс мероприятий по профилактике заболеваний: Воздушно-контрастное закаливание в сочетании с корригирующими упражнениями после сна; 11 Витаминотерапия; Организация прогулок в любую погоду; Одежда в соответствии с погодными условиями, облегченная одежда; Дневной сон при открытых фрамугах в весенне-летне-осенний период. В работе используются современные оздоровительные технологии: Пальчиковая гимнастики; психологические, релаксационные упражнения на снятие напряжения; Большое внимание уделяется созданию условий для обеспечения психологической безопасности детей в адаптивный период: это гибкий режим дня – сокращенное пребывание в детском саду в первые дни; для эмоционального комфорта вносятся яркие крупные игрушки, любимые игрушки; В ДОУ обеспечен оптимальный двигательный режим по каждой возрастной группе: - утренняя гимнастика; - физкультурные занятия в спортивном зале и на воздухе; - прогулки с включением игровых упражнений, подвижных и хороводных игр; - музыкально-ритмические занятия; - физкультурные минутки, пальчиковая гимнастика; - физкультурные досуги ,праздники. Осуществляется организационно- педагогическое направление: пропаганда ЗОЖ. Ежемесячно проводится анализ заболеваемости и посещаемости. Следует отметить, что количество заболеваний в ДОУ имеет тенденцию к снижению. - занятия по формированию представлений о своем теле, отдельных системах иих возможностях; - досуги, занятия, игры, художественная литература, видеофильмы, направленные на формирование у детей ценности здорового образа жизни; - формирование представление о многообразии физкультурных и спортивных упражнений, их практической значимости. В ДОУ регулярно анализируется диагностика физической подготовленности детей, данные доводятся до сведения родителей, а также в процессе индивидуального общения проводится анкетирование родителей для выяснения особенностей двигательной активности детей в домашних условиях. В ДОУ осуществляется привлечение семьи к формированию у детей здорового образа жизни и культуры здоровья. Организация питания. В ДОУ обеспечивает качественное сбалансированное 3- разовое питание детей в соответствии с их возрастом и временем пребывания в по нормам и требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13. Меню на каждый день составляется ДОУ в соответствии с примерным десятидневным меню, разработанным на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания детей и согласованным с учреждением госсанэпиднадзора, фиксируется в документе установленной формы и утверждается заведующим ДОУ. Контроль за качеством питания, витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом готовых блюд, вкусовыми 12 качествами пищи, за санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на медицинский персонал. На пищеблоке в достаточном количестве набор оборудования, инвентаря и посуды. Ежедневно поварами оставляются пробы всех приготовленных блюд для проверки качества. Обеспечение безопасности. Обеспечение условий безопасности в учреждении выполняется локальными нормативно-правовыми. Для обеспечения безопасности детей: здание учреждения оборудовано: тревожной кнопкой; освещением по периметру здания в вечернее и ночное время; Видео наблюдением; территория по всему периметру ограждена металлическим забором. ДОУ находится в едином образовательном пространстве с детской поликлиникой, городской библиотекой, ДК, СОШ. Взаимодействие с родителями (законными представителями) Признание приоритета семейного воспитания потребовала иных воспитательных отношений семьи и образовательного учреждения, которые определяются взаимодействием и сотрудничеством. Педагогический коллектив пытается определить точки взаимодействия, формы работы с родителями (законными представителями), с целью повышения педагогической культуры родителей. В повышении педагогической культуры, просвещении родителей особую роль в ДОУ играет родительский комитет. Цель родительского всеобуча является содействие повышению уровня родительской компетентности в вопросах воспитания, образования и развития детей, выработка единого взгляда семьи и ДОУ на сущность процессов воспитания и образования с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка. В рамках родительского всеобуча педагоги используют традиционные формы работы: родительские собрания, направленные на обсуждение с родителями общих и наиболее актуальных вопросов воспитания детей в семье и образовательном учреждении; знакомство родителей с задачами и итогами работы детского сада; родительские беседы и дискуссии, посвященные обмену опытом семейного воспитания; и новые формы: собрание-диспут, семейная гостиная, встреча за «круглым столом», вечер вопросов и ответов, тренинг для родителей и другие. В рамках родительского просвещения в ДОУ организованы родительские собрания (общие и групповые): Традиционными стали: Досуги; Утренники; Физкультурное развлечение «Мама, папа, я –спортивная семья»; «Город мастеров» - мастерская по ручному труду и рукоделию Широкое распространение в ДОУ приобрела такая форма сотрудничества с родителями как “Дни открытых дверей”. Педагогический коллектив отошёл от привычной формы его проведения, т.е. не просто демонстрировать родителям педагогический процесс, но и вовлекать их в него, дать возможность родителям стать активными участниками в жизни детей при посещении ДОУ и группы. Повышению продуктивности взаимодействия с родителями, объединению 13 усилий родителей и детей способствует проведение творческих конкурсов по ручному труду и рукоделию, по изобразительной деятельности. Традиционными стали конкурсы: поделок детского и семейного творчества из природных материалов «Осенняя фантазия»; поделок новогодних игрушек «Мастерская Деда Мороза»; новогодних поделок «Зимние фантазии». В планировании содержания работы с родителями важную роль играет приоритетное направление работы ДОУ. В нашем детском саду большое внимание уделяется гражданско-патриотическому и этнокультурному воспитанию детей. В процессе работы решаются задачи, связанные сформированием у детей знаний родной культуры и воспитанием у них гордости за свою культурную принадлежность, возрождением традиций семейного воспитания, вовлечением родителей в процесс приобщения детей к патриотическому и этнокультурному воспитанию детей. С целью довести до родителей информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности, с целью размещения на родительского стенде практического материала, информации о том, чемзанимается ребёнок в детском саду, рекомендаций, советов, заданий, а так жеразмещение нормативных документов, объявлений, реклам, папок -передвижек и др., педагоги детского сада используют яркие, привлекательные родительские уголки. В ДОУ проводился ежегодный социологический опрос родителей о степени их удовлетворённости услугами ДОУ: Ежегодно в анкетировании приняло участие от 225 до 300 родителей, что составило 75% -85% от возможного числа респондентов. Такой процент указывает на то, что родители готовы на взаимодействие и сотрудничество и остаются не равнодушным к жизнедеятельности учреждения. В целом можно отметить, что процент удовлетворенности деятельностью ДОУ составляет 75% опрошенных родителей, что позволяет сделать следующий вывод: созданная система работы ДОУ позволяет максимально удовлетворять потребность и запросы родителей. Детей – инвалидов - 100% освобождение от родительской платы; Детей, находящихся под опекой (попечительством) – 100% освобождение от родительской платы; Детей из многодетных семей - 50% освобождение от родительской платы В работе по защите прав ребенка принимают участие заведующей ДОУ, воспитатели ДОУ, особая роль принадлежит руководителю и общественному инспектору по охране прав детей (педагог-психолог ДОУ). Проблема. Имеется необходимость и потребность в педагогическом просвещении (обучению) родителей, которая обусловлена рядом причин: 1. Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности. 2. Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени 14 воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.). 3. Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака ;увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях, либо в семьях, где один из родителей родным не является и т.п.). 4. Наблюдается тенденция к снижению рождаемости, непопулярность отцовства и материнства, негативный социально-психологический фон всемье. 5. Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к школе, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психолого- педагогической культуры родителей и т.п.). Управление ДОУ Управление ДОУ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Заведующая ДОУ осуществляет руководство деятельностью МКДОУ АГО Ачитский детский сад «Улыбка» Формами управления в ДОУ являются: Общее собрание трудового коллектива – орган управления, объединяющий всех работников дошкольного учреждения. Собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Общее собрание трудового коллектива содействует расширению коллегиальных, демократических форм управления. Педагогический совет ДОУ - является постоянно действующим органом управления дошкольного образовательного учреждения для рассмотрения основных вопросов организации и осуществления образовательного процесса. Совет родителей ДОУ - коллегиальный орган действующий в целях развития и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской общественности и ДОУ. Совет родителей осуществляет совместную работу родительской общественности и ДОУ по реализации государственной, муниципальной политики в области дошкольного образования, рассматривает и обсуждает основные направления развития ДОУ, координирует действия родительской общественности и педагогического коллектива ДОУ по вопросам образования, воспитания, оздоровления и развития воспитанников. Формами соуправления являются: Методический совет ДОУ - является профессиональным органом, осуществляющим руководство методической и научно-исследовательской деятельностью педагогического коллектива образовательного учреждения. Она включает следующие структурные подразделения: *Творческая группа - в его задачи входит руководство деятельностью педагогов разработка, апробация и распространение новых программ, педагогических методик, технологий, дидактических материалов; организация профессиональных конкурсов, разработка педагогических проектов и т.п. *Информационно - аналитический центр - сайт ДОУ, информационные буклеты, стенды и др. Родительский комитет ДОУ - коллегиальный орган, действующий в целях развития 15 и совершенствования образовательного и воспитательного процесса, взаимодействия родительской общественности и Учреждения. Социальные партнеры - содействуют обеспечению оптимальных условий для организации образовательного процесса: оказывают содействие в подготовке и организации обще садовских и вне садовских мероприятий. Действующая организационно-управленческая структура ДОУ позволяет оптимизировать управление, включить в пространство управленческой деятельности значительное число педагогов, общественности и родителей (законных представителей). Управления ДОУ действуют в режиме развития. Приоритеты развития управления ДОУ: Совершенствование взаимодействия всех участников образовательного процесса, подразделений, руководителей и сотрудников подразделений; Совершенствование системы стратегического планирования развитием ДОУ; Повышение эффективности системы дошкольного образования за счёт совершенствование программно-проектировочной деятельности педагогов детей и родителей (законных представителей); Информационно-методическое обеспечение образовательной деятельности: Упорядочивание нормативной базы в соответствии с новыми нормативно – правовыми документами; Объективная оценка условий и качества реализации ОП ДО Обеспечение условий для непрерывного образования и повышения профессиональной квалификации педагогов Вывод: Эффективность управления в ДОУ обеспечивает оптимальное сочетание традиционных и современных тенденций. 2.2 Анализ внешней среды ДОУ Социальные партнеры детского сада Ачитская ЦРБ осуществляется выход специалистов для профилактических медицинских осмотров детей воспитанников ДОУ ДОУ регулярно проводит работу с социальными партнёрами муниципального уровня. ДОУ активно сотрудничает с Ачитской детской библиотекой , ДЮСШ, Дом детского творчества, детская музыкальная школа, Ачитской СОШ, Пожарной частью, ГБДД. SWOT- анализ соответствия материально-технических ресурсов Положительное влияние Внутренняя среда Сильные стороны Отрицательное влияние Слабые стороны 16 Функционирование центров ДОУ: центр ПДД и ОБЖ центр двигательной активности центр патриотического воспитания центр конструирования Создание предметно-развивающей среды с учётом принципов ФГОС Полифункциональность Трансформируемость Вариативность Доступность Предметно-пространственная среда ДОУ пополняется в соответствии с современными требованиями; оборудованы центры для организации разнообразной детской деятельности, как самостоятельной, так и совместной со взрослыми. Достаточные технические возможности использования средств ИКТ в образовательном процессе. Внешняя среда Возможности Возможность пополнения материально-технической базы развивающей предметно-пространственной среды за счёт спонсорских добровольных пожертвований на приобретение мебели и игрового оборудования Не полное соответствие развивающей предметнопространственной среды требованиям федеральных Государственных образовательных стандартов. Угрозы Невозможность создания развивающей предметнопространственной среды в соответствии с ФГОС в связи с недостаточным финансированием. Перекрёстный анализ. Риски: Не полное соответствие развивающей предметнопространственной среды требованиям федеральных государственных образовательных стандартов. Проблема: Перечень и количество оборудования не в полной мере соответствует требованиям СанПиН и ФГОС. Требуется пополнение развивающей предметнопространственной среды ДОУ современным развивающим оборудованием; совершенствование материально- технического оснащения. Недостаточное количество оборудования: как для обеспечения воспитательнообразовательного процесса Решение проблемы: Обновление развивающей предметно-пространственной среды в соответствиями с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов. SWOT –анализ состояния педагогических кадров ДОУ. Положительное влияние Внутренняя среда Отрицательное влияние 17 Сильные стороны Слабые стороны уровень Наличие в штате узких специалистов: инструктора Недостаточный педагогической просвещенности у по физическому развитию, музыкальный руководитель, педагог психолог, учитель-логопед. отдельных педагогов. Наличие педагогов способных работать в Инновационном режиме. Наличие педагогов-наставников. Внешняя среда Возможности Возможность повышения квалификации кадров за счет областных средств Угрозы Снижение мотивации к профессиональному развитию, Перекрёстный анализ. Риск. Снижение мотивации к профессиональному развитию. Предполагаемый способ компенсации риска. Поощрение педагогических работников за счет премий. Повышение компетентности педагогов. Проблема. Инертность, недостаточно высокий уровень аналитико-прогностических умений педагогов, не позволяющих им достойно предоставить опыт своей работы. Возможные способы решения проблемы: Повышение компетентности педагогов через прохождение аттестации, курсов повышения квалификации, вебинаров, участие в профессиональных конкурсах. SWOT –анализ состояния взаимодействия с семьями воспитанников. Положительное влияние Отрицательное влияние Внутренняя среда Сильные стороны Слабые стороны Систематическое проведение совместных Недостаточная активность родителей в мероприятий родителей, детей и педагогов: воспитательно-образовательном мастер-классы, утренники, развлечения; выставки процессе. поделок, рисунков; конкурсы различных уровней, родительские собрания. Внешняя среда Возможности Угрозы Использование средств массовой информации: Высокая занятость сайт ДОУ, проведение семинаров, мастер-классов, родителей. различных мероприятий с целью повышения родительской компетентности по вопросам воспитания и развития дошкольника. Перекрёстный анализ. Риск. Высокая занятость родителей. Предполагаемый способ компенсации риска: Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, с целью 18 объединения усилий для развития и воспитания детей. Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга. Проблема: Низкая активность родителей в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Неоднородный контингент родителей, имеющий различные цели и ценности. Наличие в ДОО родителей (законных представителей) с потребительским отношением к процессу образования, воспитания и развития их детей, с пассивным отношением к участию в интерактивных мероприятиях, в управлении ДОО. Возможные способы решения проблемы: Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, через организацию совместных мероприятий, активизировать деятельность по реализации совместных проектов. Поддержка уверенности в собственных педагогических возможностях. SWOT-анализ по дополнительному образованию воспитанников ДОУ. Положительное влияние Отрицательное влияние Внутренняя среда Сильные стороны Слабые стороны Не достаточное информирование Наличие отдельных помещений; Наличие материально-технического обеспечения, родителей о деятельности позволяющих организовывать для детей дополнительных образовательных услуг ДОУ. различные виды детской деятельности с в использованием ИКТ. Соответствующая развивающая предметнопространственная среда. Наличие программ по дополнительному образованию. Внешняя среда Возможности Имеется педагогическая и методическая литература, в которой даны рекомендации по осуществлению дополнительных образовательных услуг в ДОУ. Доступ и использование Интернет-ресурсов. Идею внедрения в практику ДОУ кружков поддерживают большинство родителей. Угрозы Перекрёстный анализ. Риск: Низкая посещаемость кружков из-за дополнительного образования вне ДОУ. Предполагаемый способ компенсации риска: Презентация дополнительных образовательных услуг в ДОУ как метода педагогического просвещения среди родительской общественности Тесное сотрудничество с родителями. Реклама продуктов деятельности дополнительных образовательных услуг в ДОУ через различные формы (акции, выставки, консультации, Интернет-ресурсы и др.) 3. Концептуально-прогностическая часть 19 3.1. Концепция развития учреждения Концепция Программы развития предполагает построение новой организационно – правовой модели развития дошкольного учреждения, направленной на повышение качества дошкольного образования путем обеспечения, кадровых, материально –технических и организационно – правовых условий образовательной деятельности учреждения, что позволит осуществить переход ДОУ в качественно новое состояние. В ДОУ образовательный процесс должен строиться на основе: Индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом; Поддержки инициативы детей в различных видах детской деятельности; Развития самостоятельности, творческой активности ребенка; Формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка; Становления личностной позиции. Итоговая модель – современное инновационное образовательное учреждение, базирующееся на приоритетах сотрудничества, представляющее обучающимся равные возможности в образовании и развитии в соответствии с индивидуальными особенностями. Ведущей идей Программы развития является установка, что каждый ребенок – успешный дошкольник. Успешность выпускника дошкольного учреждения предполагает личностную готовность его к школе и выражается «во внутренней позиции школьника» (то есть готовность ребенка принять новую социальную позицию и рол ученика), включающей сформированность мотивации на готовность в учебе и дальнейшей жизни, начальных ключевых компетентностей и универсальных учебных действий. Цели и задачи развития Основной целью развития ДОУ на период до 2028 года, является совершенствование системы управления ДОУ, обеспечивающей доступность и новое качество образования в соответствии с индивидуальными особенностями и склонностями ребенка в период дошкольного детства, внедряя современные педагогические технологии в условиях интеграции и взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Для достижения поставленной стратегической цели основными задачами развития выступают: 20 Стратегические задачи 1. Создание системы управления качеством образования, консультационное и экспертное сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования 2. Развитие компетенций педагогических работников, необходимых для создания условий развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования Проект «Школа педагогического мастерства» 3. Создание оптимальных условий, обеспечивающих охрану и укрепление физического здоровья воспитанников, приобщение к ценностям здорового образа жизни 4. Повышение уровня мотивации родителей и их компетентности в области проблем воспитания, повышения качества образовательной услуги, развивая партнерство и сотрудничество Основные направления реализации программных мероприятий Разработка механизмов оценки эффективности инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования, и реализации программы развития. Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды Учреждения с учетом требований ФГОС ДО, учитывающей принцип динамичности и развивающего обучения, возрастные, психологические и физические особенности воспитанников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности Создание необходимых условий для повышения квалификации, переподготовки, саморазвития и формирования профессиональной компетентности педагогов. Разработать систему мотивационных мероприятий, направленных на вовлечение педагогов в инновационную деятельность Совершенствование системы здоровьесберегающей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников ;Корректировка достигнутого уровня физического развития детей и медицинского сопровождения образовательного процесса; Создание условий для эффективного участия всех заинтересованных субъектов в управлении качеством образовательного процесса и здоровьесбережения детей Информационнометодическое сопровождение родителей в построении индивидуального образовательного маршрута ребенка; Вовлечение и заинтересованность родителей в воспитательно - образовательном процессе и формировании развивающей предметно-пространственной среды; Восстановление традиций семейного воспитания в оздоровлении детей и вовлечение семьи в образовательный процесс. Создание системы консультирования и сопровождения родителей; Развитие системы государственнообщественного управления ДОУ на основе включения родителей управленческий процесс. 21 5.Создание доступной среды - создание необходимых условий для без препятственного нахождения ребенка с ОВЗ в ДОУ 1. Создание системы управления качеством образования, консультационное и экспертное сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования В связи с постоянными политическими, экономическими и социальными изменениями в современном российском обществе, одной из важных сфер деятельности становится образование вообще, и дошкольное образование, в частности. Понятие «модернизация образования» рассматривается как масштабная программа государства, осуществляемая при активном содействии общества. Цель модернизации образования в создании механизма устойчивого развития системы образования, а также управление качеством образования. Осуществляя выбор путей обновления педагогического процесса и эффективного управления им, мы должны учесть тенденции социальных преобразований в обществе, запросы родителей, интересы детей и профессиональные возможности педагогов учреждения. Постановка задач на повышение качества образования в дошкольном учреждении, меняет стиль управления дошкольным учреждением - оно должно быть инновационным, и более того, гибким, способным быстро воспринимать происходящие перемены. Одним из первоначальных условий успешного управления в этой связи можно назвать нормативно-правовую основу: правовое обеспечение деятельности образовательного учреждения, которое носит многоуровневый характер. С целью обеспечения эффективности деятельности, учитывать изменения, инновационные процессы В дошкольном возрасте формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей детей. В основе современных образовательных стандартов – переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских. Использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателей – педагогов. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность. Поэтому подготовка специалистов в области дошкольного образования приобретает особую 22 значимость. «Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог – исследователь, педагог – психолог, педагог – технолог». Модернизацию педагогических технологий может реализовывать педагог, обладающий инновационным стилем мышления. Поэтому, наряду с обновлением структуры образовательного стандарта, организации работ по содержательному наполнению требований к образовательным программам, условиям их предоставления и результатам освоения для обеспечения перехода на новый стандарт необходимо изменение системы повышения квалификации и переподготовки педагогов, в основе которой лежит развитие творческого педагогического мышления. Модернизация требует создания и развития различных направлений повышения профессиональной компетентности педагогических работников учреждения, предполагает овладение педагогами инновационных ДОУ новым содержанием профессионально- педагогической деятельности, их готовность внедрять инновации, которые востребованы новой образовательной ситуацией. Современное информационное общество ставит перед образовательными учреждениями, и, прежде всего, перед системой повышения квалификации, задачу подготовки специалистов способных: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их на практике. Самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие в реальной действительности проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии. Грамотно работать с информацией (уметь собирать необходимые для решения определенной проблемы факты, анализировать их, выдвигать гипотезы решения, делать необходимые обобщения, сопоставления с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученные выводы для выявления и решения новых проблем); Быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях. В условиях реализации намеченного курса предстоит модернизация микросреды образовательного пространства за счет установления тесного взаимодействия детского сада и семьи. Таким образом, модернизированная схема управления позволяет решать поставленные проблемы в полном объеме. Предполагается осуществить следующие меры, направленные на развитие образования как открытой и единой государственно-общественной системы: Введение государственных минимальных требований нормативной обеспеченности образовательных учреждений (методической, кадровой, информационной, материально-технической); Создание нормативно-правовой базы для обеспечения широкого развития многообразных договорных отношений (между гражданами и учреждением; между учреждением и его учредителями; между образовательными 23 учреждениями и работодателями); Расширение публичности деятельности учреждения и органов управления образованием, использования бюджетных и вне бюджетных средств; Поддержка инновационной деятельности учреждения путем финансирования наиболее значимых образовательных проектов; Управляя качеством, следует четко представлять, на какие результаты ориентировано управление, какими возможностями (ресурсами, потенциалом) располагает ДОУ при обеспечении качества, каков опыт образовательной деятельности? В процессе анализа управления качеством образования в ДОУ были выявлены направления, требующие совершенствования: Управление качеством педагогического состава (повышение квалификационного уровня педагогов, организация и сопровождение инновационной педагогической деятельности, мотивация и стимулирование; Управление качеством технологии образования подразумевает использование не просто современных технологий, а варьирование технологическими характеристиками образования в зависимости от контингента воспитанников их индивидуальных возможностей, материально-технических возможностей, концепции воспитательного процесса ипр.; Управление информационно-методическим обеспечением, управление качеством инфраструктуры образования предполагает регулирование процессов поиска и получения необходимой учебной и научной информации, использование наиболее эффективных методических схем образовательного процесса; Управление качеством образовательной программы, включающей совершенствование модели выпускника и компетенции выпускника (в соответствии с ФГОС ДО). Система управления качеством образования в ДОУ позволит совершенствовать процесс управления качеством образования в процессе ее реализации. 2. Развитие компетенций педагогических работников, необходимых для создания условий развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования и Федеральной образовательной программой Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе, к первой ее ступени – к системе дошкольного образования. Вошли в жизнь принципы гуманизации и вариативности дошкольного образования. Появилось множество образовательных программ с обновленным содержанием для детских садов. Очередная насущная задача – введение вариативных организационных форм дошкольного образования и разработка основ нормативного и методического обеспечения образовательного процесса для этих форм. Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, 24 в частности, требует обновления содержания и методов образовательной деятельности, повышения квалификации педагогов. Результаты аттестации педагогических кадров учреждения говорят о росте профессионального мастерства педагогов. Педагоги владеют большим объемом знаний, ориентированы на успешную деятельность. Для большинства характерны такие качества, как ответственность, исполнительности, заинтересованность в результатах дела. Становление профессиональной компетентности педагога дошкольного образования понимается как специально организованное, систематическое взаимодействие, направленное на оказание помощи педагогу в выборе путей решения задач и типичных проблем, возникающих в ситуации профессионального совершенствования, с учетом имеющегося у него уровня профессиональной компетентности. В связи с этим намечен комплекс мер, формирующий условия для профессиональной самореализации педагогов: совершенствование педагогической деятельности - развитие у педагогов потребности непрерывного профессионального роста; обеспечение диагностических и аттестационных процедур для объективной экспертизы условий, содержания и качества образования; контроль за соответствием нормативно – правовых документов учреждения действующему законодательству в области образования; методическое сопровождение конкурсов профессионального мастерства; организация и осуществление непрерывного образования педагогических работников, направленное на повышение профессиональной компетентности (курсовая подготовка и переподготовка). Проблема: На сегодняшний день проблема переподготовки и повышения квалификации педагогических работников в дошкольном образовательном учреждении является одной из самых актуальных в дошкольном образовании. В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим воспитанникам, становится умение учиться. Готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений – все эти характеристики деятельности успешного профессионала в полной мере относятся и к педагогу. С целью повышения качества образования на уровне профессиональных компетенций и компетентностей педагога в 2013 году был утвержден профстандарт педагога на всех уровнях образования. В силу данный документ вступит с 1 января 2020 года, но работа по внедрению профессионального стандарта в образовательных учреждениях идет полным ходом уже несколько лет. Первый вопрос, который возник у педагогов и требовал объяснений и 25 конкретизации, был, что такое Профессиональный стандарт педагога? Цель и задачи внедрения Профстандарта? Стандарт - это перечень требований, определяющих квалификацию работника, необходимую для качественного выполнения возложенных на него обязанностей. Цели профессионального стандарта Повысить мотивацию педагогических работников к труду и качеству образования Установление единых требований к содержанию и качеству профессиональной педагогической деятельности Разработка системы оценки уровня квалификации педагогов при приеме на работу, при аттестации, планирование карьеры и в профессиональной деятельности. Особые трудности у воспитателей возникают в процессе выбора современных форм представления результатов педагогической деятельности, обобщения и распространения передового опыта работы. При этом педагоги нуждаются не в разовых консультациях, а в систематизированном, организованном непрерывном образовании (самообразовании). Возможные риски: нарастающий объемом научной информации; прогресс в области техники и технологии; укоренение в массовой практике представления, согласно которому любой хороший специалист - хороший педагог. Отсюда критерий оценки педагогической деятельности - профессиональная работа, а не педагогическая компетентность. недостаточность и нновационных программ. 3. Создание оптимальных условий обеспечивающих охрану и укрепление физического здоровья воспитанников, приобщение к ценностям здорового образа жизни В концепции дошкольного воспитания решению проблем, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, отводится ведущее место. Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как: Закон РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.41) Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Указ президента РФ от 20.04.1993 № 468 «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ»; Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 "Об утверждении Основных 26 направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей)" Здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности. Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Реализация физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ требует совместной деятельности педагогов и родителей. Между тем семейное физическое воспитание способствует как полноценному развитию и укреплению здоровья детей, так и установлению благоприятного семейного микроклимата. Таким образом, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья дошкольников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщении их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания. Необходимо систематизировать физкультурно-оздоровительную работу, установить взаимодействие педагогов и медицинского работника, расширить знания педагогов с учетом современных требований и социальных изменений по формированию основ физического воспитания и здорового образа жизни. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка- дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия детского сада и семьи. Совместная деятельность педагогов ДОУ и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формированию здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Проблема: Процесс оздоровления не возможен без участия родителей. К сожалению, многие родители не рассматривают вопросы оздоровления своего ребенка как первостепенные. Часть из них не в полной мере обладает необходимыми знаниями по вопросам здорового образа жизни и обеспечения здоровья своему ребенку, а также необходимо отметить, что многие родители просто не ведут в семье здоровый образ жизни. Возрастает значимость работы медицинского персонала по дифференциации (в зависимости от состояния здоровья) и индивидуализации физкультурнооздоровительной и лечебно-профилактической работы в детском саду. Возможные риски: Родители могут недооценивать значимость физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками и не выдерживать линию преемственности формирования и обеспечения здорового образа жизни в детском саду и семье. Рост поступления в дошкольное образовательное учреждение детей с осложненными диагнозами, проблемами в здоровье. 27 4. Повышение уровня мотивации родителей и их компетентности в области проблем воспитания, повышения качества образовательной услуги, развивая партнерство и сотрудничество Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнёрских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями. Для достижения поставленной задачи нам необходимо выполнить следующие мероприятия: Выявить благоприятные условия для внедрения новых форм и методов повышения эффективности воспитательного процесса Разработать и внедрить в практику ДОУ разнообразные формы и методы взаимодействия детского сада и семьи. Активизировать и обогатить воспитательные умения родителей. Способствовать активному включению родителей в воспитательно– образовательный процесс детского сада. Необходимость работы по воспитанию родителей основывается на: потребности родителей в поддержке, праве ребёнка на педагогически образованных родителей. Следовательно, воспитание родителей необходимо для оптимизации процесса воспитания ребёнка. В конечном итоге речь идет о праве детей на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучия. Для решения этой задачи наряду с традиционными методами: такими как родительские собрания, консультации, коллективные мероприятия, например экскурсии, походы, праздники, развлечения и др., планируем реализовать различные проекты. Проблема: Не все охотно делятся проблемами в воспитании детей; низкая активность наблюдается у родителей при обсуждении некоторых ситуаций. Риски: Недостаточность педагогических знаний, отсутствие свободного времени для общения, нежелание заниматься своими детьми. 4. Стратегия и тактика реализации Программы развития 4.1. Сроки и этапы реализации Программы развития Программа будет реализована в 2023-2028годы 28 4.2 Система программных мероприятий Учитывая, что одним из ведущих принципов педагогической системы гуманистического типа является субъект—субъектные отношения, мы стремимся к организации управленческой деятельности как научно обоснованному, целенаправленному взаимодействию руководителя ДОУ с другими субъектами образовательного процесса, ориентированного на достижение запланированного результата. Обмен информацией о ходе реализации мероприятий Программы развития будет осуществляться через официальный сайт, информационные уголки, через проведение открытых мероприятий. Перечень основных программных направлений и мероприятий Программы развития на 2023-2028 годы № п/п Направления программных мероприятий, мероприятия (инновационные проекты) 1.1. 1.1.1 1.1.2 1.1.3. 1.1.4 1.1.5 Сроки реализации Исполнители 1.Создание системы управления качеством образования, консультационное и экспертное сопровождение разработки нового содержания образования в соответствии с основными направлениями модернизации российского образования. Разработка механизмов оценки эффективности инновационной модели образовательного пространства, обеспечивающей доступность и новое качество образования, и реализации программы развития. Адми Изучение качества профессиональной 2023 деятельности кадров нистрация Разработка системы 2023 Администр контроля качества ация оказываемых Педагогиче образовательных услуг ский коллектив Подбор и апробация диагностических 2023 Зам.рук. материалов, позволяющих Педагогиче контролировать качество образования ский (на основе программных требований, коллектив ФГОС ДО, ФОП) 2023 Разработка системы планирования в Зам.рук. соответствии с реализуемой Педагогиче образовательной программой и ский проектами коллектив Зам.рук., Мониторинг оценки результативности ежегодн педагоги качества о образования детей 29 1.1.6 1.1.7 1.2. 1.2.1. 1.2.2. 1.2.3. 2.1. 2.1.1. 2.1.2. 2.1.3. 2.1.4. 2023Создание системы совместной Администр 2028 деятельности с социальными ация институтами взаимодействия с Педагогиче населением, семьями дошкольников, по ский приобщению к здоровому образу жизни, коллектив формированию у воспитанников Зам.рук.Род ители элементарных чувств патриотизма и гражданственности, развитию нравственности Техническое сопровождение ежегодн Администрация официального сайта о учреждения Совершенствование стратегии и тактики построения развивающей среды учреждения с учетом требований ФГОС ДО, учитывающей принцип динамичности и развивающего обучения, возрастные, психологические и физические особенности воспитанников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности. 2023-2028 Администрация Проведение работ и приобретение нового оборудования для реализации образовательных областей в соответствии с возрастными и гендерными особенностями дошкольников в соответствии с бюджетом Программы развития Оснащение образовательного процесса ежегодно Администрация учебнометодическими комплектами, дидактическими пособиями в соответствии с ФГОС ДО и ФОП ежегодно Обновление предметноАдминистраци развивающей среды территории я Зам.рук. ДОУ Педагоги 2.Развитие компетенций педагогических работников, необходимых для создания условий развития детей в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Создание необходимых условий для повышения квалификации, саморазвития и Формирования профессиональной компетентности педагогов. ежегодно Обучение сотрудников ДОУ на курсах Администрация повышения квалификации различного Зам.рук. уровня и направленности Подготовка и сопровождение аттестации ежегодно Зам.рук. педагогических и руководящих работников Аттестация педагогических кадров ежегодно Зам.рук. Корректировка индивидуальных ежегодно Зам.рук. перспективных планов повышения Педагоги квалификации педагогов 30 2.2. 2.1.1. 2.1.2. 2.1.3. 2.3. 2.3.1. 2.3.2. 2.3.4. 3.1. 3.1.1. 3.1.2. 3.1.3. 3.2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, создавая условия для развития их субъектной позиции. ежегодно Корректировка диагностических карт Зам.рук. профессионального мастерства и Педагоги определение личных потребностей сотрудников в обучении. Проведение самоанализа Открытые просмотры педагогических ежегодно Педагоги мероприятий. Участие педагогов в мероприятиях ежегодно Педагоги различного уровня Разработать систему мотивационных мероприятий, направленных на вовлечение педагогов в инновационную деятельность. Обучение педагогов современным ежегодно Зам.рук. технологиям взаимодействия со взрослыми и детьми (технологии проектирования, информационные технологии, технология электронного «портфолио» и пр.) Систематизация проектных работ, ежегодно Педагоги сопровождение своего портфолио. ежегодно Администрация Материальное поощрение педагогов, представляющих посредством участия конкурсах профессиональной направленности и добившихся положительных результатов 3.Создание оптимальных условий обеспечивающих охрану и укрепление физического здоровья воспитанников, приобщение к ценностям здорового образа жизни. Совершенствование системы здоровьесберегающей деятельности учреждения, с учетом индивидуальных особенностей дошкольников. Формирование системы использования ежегодно Зам.рук. здоровьесберегающих технологий в организации учебно-воспитательного процесса Программа здоровьесбережения ежегодно Зам.рук. Зам.рук. е Педагоги ж ег од но Создание условий для эффективного участия всех заинтересованных субъектов в управлении качеством образовательного процесса и здоровьесбережения детей. Разработка тем родительских собраний по Здоровому образу жизни 31 3.2.1. 3.3. 3.3.1. 3.3.2. 3.3.3. 3.3.4. 3.3.5. 3.3.6. 3.3.7. 4.1. 4.1.1. 4.1.2. 4.1.3. ежегодно Организация совместного Зам.ру педагоги Родители проведения с родителями вале логических и спортивных досугов и праздников. Корректировка достигнутого уровня физического развития детей и медицинского сопровождения образовательного процесса. Зам.рук. Обеспечение благоприятной ежегодно Педагоги адаптации, выполнение санитарногигиенического режима Зам.рук. Решение оздоровительных задач ежегодно Педагоги всеми средствами физической культуры ежегодно Проведение социальных Зам.рук. санитарных и Педагоги специальных мер по профилактике и Распространению инфекционных заболеваний ежегодно Проведение циклов бесед по Зам.рук. проблемам сохранения и Педагоги укрепления здоровья, профилактике вредныхпривычек Педагоги Проведение дней здоровья, конкурсов, ежегодно Родители праздников и т.п. Создание системы эффективного ежегодно Администрация контроля за проведением оздоровительных мероприятий в Учреждении Улучшение качества питания, ежегодно Администрация контроль над организацией питания 4.Повышение уровня мотивации родителей и их компетентности в области проблем воспитания, повышения качества образовательной услуги, развивая партнерство и сотрудничество. Информационно-методическое сопровождение родителей в построении индивидуального образовательного маршрута ребенка. Подбор коррекционных программ ежегодно Зам.рук., специалисты Информирование родителей об уровне ежегодно развития и здоровья детей Проведение совместных конкурсов ежегодно рисунков, выставок, поделок, различных мероприятий Педагоги Педагоги 32 4.1.4. 4.2. 4.2.1. 4.2.2. Ежегодно Мониторинг достижений детьми Зам.рук. результатов освоения основной Педагоги образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО и ФОП Вовлечение и заинтересованность родителей в воспитательно образовательном процессе и формировании предметнопространственной среды. ежегодно Зам.рук. Обеспечение обучения и реализация системы инновационных форм взаимодействия с родителями Проведение систематической работы ежегодно Зам.рук. по 33 4.2.3. 4.3. 4.3.1. 4.3.2. 4.4. 4.4.1. 4.5. 4.5.1. 4.5.2. выявлению запросов родителей о Педагоги содержании и качества дошкольного образования в ДОУ Ежегодно Зам.рук. Ежегодное выявление посредством анкетирования удовлетворенности родителей воспитанников качеством предоставляемых услуг Восстановление традиций семейного воспитания в оздоровлении детей и вовлечение семьи в образовательный процесс. Организация и проведение семейных ежегодно Педагоги презентаций исследовательских детских работ и проектов ежегодно Зам.рук. Разработка и реализация новых форм Педагоги взаимодействия с родителями, конференция для родителей, педагогов и родителей, круглые столы, диспуты, дискуссии и др. Создание системы консультирования и сопровождения родителей. Организация и проведение ежегодно Педагоги родительских собраний, адресных консультаций, бесед и др. Психолого-педагогическое сопровождение, консультирования родителей по вопросам развития и образования детей раннего возраста. Работа консультативного центра для Зам.рук. ежегодно Педагоги детей, не Посещающих образовательные учреждения Информирование родителей через Админис ежегодно официальный трация Сайт и социальные сети 5 Доступность образовательной деятельности для инвалидов 5.1. Обеспечить беспрепятственный доступ в здание образовательной организации маломобильных получателей услуг. Заключить договор с организацией, которая может предоставить по запросу ОО переносной пандусс Организовать специальное парковочное место для автотранспортных средств инвалидов Организовать на первом этаже образовательной организации группы пребывания маломобильных детей, организовать сопровождение детейинвалидов педагогическими работниками, организовать обучение педагогических работников по сопровождению детейинвалидов 5.2. 5.3 2023-2028 Админис трация 2023-2028 Админис трация 2023-2028 Админис трация 34 5.4 5.5. 5.6 5.7 5.8 5.9 5.10 6 6.1 6.2 6.3 Установить в помещениях образовательной 2023-2028 Админис организации поручни трация Организовать на первом этаже 2023-2028 Админис образовательной организации группы трация пребывания маломобильных детей, организовать сопровождение детейинвалидов педагогическими работниками, организовать обучение педагогических работников по сопровождению детей инвалидов Обеспечить возможность предоставления 2023-2028 Админис сменных кресел-колясок. Заключить трация договор аренды с пунктом проката технических средств реабилитации Обеспечить в образовательной 2023-2028 Админис организации наличие специально трация оборудованных санитарно-гигиенических помещений Организовать средства дублирования для 2023-2028 Админис инвалидов по слуху и зрению звуковой и трация зрительной информации. Заключить договоры на предоставление таких средств Организовать дублирование надписей, 2023-2028 Админис знаков и иной текстовой и графической трация информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля Обеспечить в образовательной 2023-2028 Админис организации возможность предоставления трация инвалидам по слуху (слуху и зрению) услуг сурдопереводчика (тифлосурдопереводчика) .заключить договор о передлоставлении услуг с профильной оргнанизацией Доброжелательность, вежливость работников образовательной организации Провести инструктаж (семинар, круглый стол и т.п.) работников, обеспечивающих первичный контакт и информирование получателя услуги при непосредственном обращении в организацию (работники справочной, вахтеры и прочие), направленный на соблюдение этими сотрудниками норм деловой этики Включить в годовой план работы мероприятия, направленные на соблюдение сотрудниками образовательной организации Кодекса профессиональной этики педагогических работников (инструктажи, семинары, педсоветы, круглые столы Разработать инструкции по правилам общения при дистанционном обращении получателей услуг. Следовать регламенту 2023-2024 Админис трация 2023-2024 Админис трация 2023-2024 Админис трация 35 ответов на обращения получателей услуг 7 7.1 7.2 7.3 Удовлетворенность условиями ведения образовательной деятельности организацией Включить в годовой план работы мероприятия, направленные на укрепление имиджа и повышение престижа образовательной организации (проведение дней открытых дверей, открытых отчетных мероприятий для родительской общественности; участие в различных конкурсах федерального и регионального уровня Рассмотреть возможность создания дежурной группы или пересмотра графика работы ОО Организовать и провести внеклассные воспитательные мероприятия с участием родительской общественности (праздники, соревнования, дни семейного творчества, реализация совместных проектов с родителями, капремонт, благоустройство прилегающей территории и др.). 2023-2024 Админис трация 2023-2024 Админис трация 2023-2024 Админис трация 36